Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сезанн поль

Энциклопедический словарь

Сеза́нн Поль (Cézanne) (1839-1906), французский живописец. Один из основоположников постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство её форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888-90).

* * *

СЕЗАНН Поль - СЕЗА́НН (Cezanne) Поль (1839-1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) . В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888-90).

* * *

СЕЗА́НН (Cezanne) Поль (19 января 1839, Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906, там же), французский живописец.

Юность. Годы учения

Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль), с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца - провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности - Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) и Г. Курбе (см. КУРБЕ Гюстав). Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Тинторетто (см. ТИНТОРЕТТО Якопо), Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело), Креспи (см. КРЕСПИ Джузеппе Мария) . Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.

Сезанн, Мане и импрессионисты

Через Золя знакомится с художниками Э. Мане (см. МАНЕ Эдуар), а также К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль), К. Моне (см. МОНЕ Клод), О. Ренуаром (см. РЕНУАР Огюст) и др., будущими представителями импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ). Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж; «Новая Олимпия», Музей д"Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик) он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-62, Пти Пале, Париж).

Ранний период (1860-гг.)

Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-68, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода - «Портрет отца» (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В «Девушке у пианино» (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины - «Увертюра к Тангейзеру»). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема «купальщиц» и «купальщиков», которая станет важной в последующие десятилетия.

Творчество 1870-х гг.

В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизма»; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре (см. ПЛЕНЭР) , овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - «Дом повешенного» (1873, Музей д"Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал «воплощением», реализацией.

Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.

Автопортреты и натюрморты

В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От «Автопортрета в фуражке» (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием Сезанна.

В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса».

Поздний период

На рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» - последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж; «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д"Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция «Большие купальщицы» (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.

Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и художников группы «Наби» (см. НАБИ), фовистов (см. ФОВИЗМ) и кубистов (см. КУБИЗМ), русских «сезаннистов» из «Бубнового валета» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ) . Сезанна рассматривали порой как «художника для художников» и представителя «чистой живописи», иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.

Энциклопедия Кольера

СЕЗАНН Поль (Cezanne, Paul)

(1839-1906), выдающийся французский живописец-постимпрессионист; его смелые эксперименты с формой и цветом оказали огромное влияние на развитие искусства 20 в. Сезанн родился в городке Экс-ан-Прованс 19 января 1839. В 1863 он приехал в Париж вместе с Эмилем Золя, своим школьным другом. В Париже Сезанн готовился к поступлению в Школу изящных искусств, однако не прошел по конкурсу. Его ранние работы драматичны по сюжету и имеют несколько причудливый рисунок; они выполнены под влиянием Гюстава Курбе и Оноре Домье. Вскоре через Камиля Писсарро он познакомился с более молодыми художниками круга Эдуарда Мане и заинтересовался новыми методами пленэрной пейзажной живописи. Два лета, 1872 и 1873, Сезанн провел в Овер-сюр-Уаз вместе с Писсарро, из живописного метода которого перенял более яркую палитру и более упорядоченное наложение мазков. На первой выставке импрессионистов в 1874 художник представил картину Дом повешенного (1873, Париж, музей Д'Орсе). Он избрал для своей работы обычный пейзажный мотив, но в его трактовке явно вышел за рамки увлечения импрессионистов исследованием еле уловимых изменений воздушной среды. Здесь автора прежде всего интересовали точность рисунка и передача трехмерной структуры предметов и пространства.

ПОЛЬ СЕЗАНН. ГОРА СЕНТ-ВИКТУАР

ПОЛЬ СЕЗАНН. ГОРА СЕНТ-ВИКТУАР

ПОЛЬ СЕЗАНН. ИГРОКИ В КАРТЫ

ПОЛЬ СЕЗАНН. ИГРОКИ В КАРТЫ

До конца 1870-х годов Сезанн писал виды Иль-де-Франса, продолжая работать в близком импрессионизму стиле, а также изучал живопись старых мастеров в Лувре. Он пытался сочетать яркую палитру импрессионистов с жесткой структурностью объемного рисунка. Художник считал, что нужно вернуться к классицизму через природу, т.е. дополнить академический способ построения композиции наблюдением цветовых закономерностей, познание которых осуществляется при работе с натуры. После третьей выставки импрессионистов в 1877, на которой Сезанн выставил 17 картин, он вышел из группы и в 1879 уехал в Экс, где прожил до конца своих дней. В стремлении "осознать свои ощущения" от наблюдений над натурой Сезанн продолжал с огромной тщательностью и осторожностью создавать на поверхности холста иллюзию глубины пространства, передавая каждое его изменение на плоскости и в перспективе при помощи тончайших градаций цвета. Беглый взгляд импрессиониста Сезанн заменил сосредоточенным созерцанием. Для этого ровный дневной свет и мягкий климат Прованса подходили гораздо лучше, чем изменчивая погода Северной Франции. Возможно, лучшие произведения Сезанна - величественные пейзажи с изображением горы Сен-Виктуар близ Экса, в которых он стремился найти новый синтез цвета, формы и пространства. В своем творчестве художник отдавал предпочтение натюрмортам и пейзажам, однако он создал и несколько великолепных портретов и монументальных многофигурных композиций, например, картины с изображением купальщиков и купальщиц. К концу жизни Сезанн был почти забыт парижским обществом. В 1904 в Осеннем Салоне прошла его ретроспективная выставка, а затем в 1907 - более полная посмертная экспозиция его работ. Эти две выставки открыли произведения Сезанна новому поколению художников. Изучение созданного им аналитического метода организации пространства и построения живописной формы внесло большой вклад в формирование художественной концепции кубизма. Умер Сезанн в Эксе 22 октября 1906.

ЛИТЕРАТУРА

Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991 Тайландье И. Сезанн [[Альбом]]. М., 1995

Полезные сервисы